На то, как в паре развиваются с течением времени отношения, влияет великое множество факторов – все и не перечислишь. Однако есть среди них один, который оказывает едва ли не больше влияния, чем все остальные вместе взятые.
Этот факто – распределение власти между партнёрами. А конфликты на почве отношения к «общим» финансам – по сути своей, лишь частный случай того же распределения власти. То, как будут развиваться отношения, очень сильно зависит от того, кто в семье сколько зарабатывает, и не в меньшей степени – от того, кто, сколько и на что тратит. Так на почве чего же возникают финансовые конфликты, и так ли сильно они зависят от того, какова доля каждого партнёра в общем бюджете?
Пожалуй, в нашей стране самый распространённый способ организации бюджета – ситуация, когда оба супруга работают, но муж всё-таки зарабатывает больше. Именно этот вариант является традиционным, он исторически сложился в обществе, в котором мужчина веками был «добытчиком», кормильцем, а жена всегда в большей степени уделяла внимание семье и детям. И, не смотря на развивающиеся движения за равноправие полов, многих женщин вполне устраивает такое положение дел. В этом нет ничего странного, учитывая, что такая система является исторически сложившейся, а значит – естественной. Да и мужчин такой вариант обычно устраивает, за счёт естественного стремления обеспечивать семью и таким образом реализовывать свою мужественность.
Однако бывает и иначе. Многие женщины сейчас хотят быть финансово независимыми, а приоритетами для личностного роста избирают карьеру, а не семью. В результате получается, что женщина чувствует неудовлетворённость – муж зарабатывает больше, а значит, в своей профессии добился боле значительных успехов. Это подчас бывает неосознанно, но мужчина всё равно замечает эти проявления. У него создаётся впечатление, что раз положением дел «мужчина обеспечивает женщину» его партнёрша недовольна – значит, со своей задачей кормильца он справляется плохо. Он прикладывает усилия, добивается большего, но тем самым только ухудшает положение.
Бывает и наоборот. Равноправие, что бы ни говорили феминистки, прогрессирует, женщина сейчас может зарабатывать столько же, сколько её коллега-мужчина (если, конечно, прикладывает к работе соизмеримые усилия и добивается сравнимых результатов). Если её партнёр менее старателен в труде, то женщина будет зарабатывать больше него – и, как ни странно, такие, казалось бы, противоестественные союзы нередко бывают успешными, а партнёры не испытывают неудобств. Существует специальный термин «гегемонная маскулинность» – основа традиционного образа «настоящего мужчины», его склонность к доминированию. Однако существует и соучаствующая маскулинность – желание поддерживать женщину, но отсутствие необходимости главенствовать в отношениях. Мужчины, у которых доминирует вторая черта, без особых проблем принимают тот факт, что женщина зарабатывает больше него.
Тут пара конфликтует с обществом. Так уж вышло, что в обществе доминирует именно первый тип семей, и даже если супругов устаивает второй, общество будет постоянно показывать им, как они «неправы». Мужчина, видя, как обстоят дела у других пар, каждый раз воочию убеждается, что в чужих глазах недостаточно мужественен, что негативно влияет на самооценку. А даже если подсознательного неудобства не возникает – мать и подруги жены наверняка в этом помогут, при каждом удобном случае сокрушаясь о том, какой же у дочери или подруги непутёвый муж. Да и женщины, подверженные чужому мнению, не могут сопротивляться этому потоку оценочной информации. Она чувствует себя «ломовой лошадью», которая тянет за собой мужа-нахлебника, а тот, в свою очередь, всё время чувствует подсознательное унижение. Оба партнёра начинают испытывать дискомфорт, даже если их самих такое положение дел поначалу полностью устраивало. Как показывает практика, такой тип отношений крайне редко бывает позитивным – по крайней мере, в течение долгого времени.
Золотая середина, равный заработок? Каждый супруг в состоянии полностью обеспечивать свои потребности сам, не возникает никаких вопросов по поводу деления власти, которая распределена поровну? Что ж, такой тип отношений, называемый европейским браком, с каждым годом привлекает всё больше приверженцев, и, как считают специалисты, с каждым годом будет получать всё большее распространение.
Но есть здесь и минус. В семье, сколько бы ни зарабатывал каждый супруг, существует понятие семейного бюджета – супруги не обеспечивают каждый сам себя, а тратят равные суммы из общего бюджета, в который сами же и вносят равные доли. Звучит справедливо, но на деле ожидания супругов часто портят картину. Тратят оба партнёра вроде бы одинаково, но один (точнее, одна – обычно это всё-таки жена) считает, что женщина свою зарплату может тратить «на булавки», тогда как все серьёзные траты, от коммунальных услуг до одежды и бытовой техники, должен оплачивать муж. В результате получается, что женщина тратит всю зарплату (неважно, сколько) на себя, а муж часть денег тратит «на обоих», и на себя остаётся значительно меньше условно принадлежащей ему половины. И самое неприятное – то, что технически всё справедливо, ведь супруги зарабатывают и тратят поровну.
И, наконец, особняком стоит ситуация, в которой женщина не работает вообще. Для многих женщин такой вариант – мечта, но на практике он не столь притягателен, как кажется на первый взгляд. Правда, проявляется это лишь спустя несколько лет супружеской жизни.
Мужчина полностью обеспечивает обоих – значит, ему же и принадлежит вся власть в семье. Есть мужчины с традиционным взглядом мышления, которым жизненно необходимо сосредоточить в своих руках главенство. Женщину это может устраивать, и в первые годы жизни всё выглядит прекрасно – но рано или поздно период взаимной удовлетворённости проходит.
Женщине хочется не только полной обеспеченности, но и уважения от мужа, равного положения в отношениях. Но как раз его достигнуть не получается – по какому, собственно, праву? Мужчина снабжает семью, ему же по праву принадлежит и вся власть. А если заработок мужчины невелик, к этому прибавляется ещё и чувство вины. Денег у семьи немного, и женщина чувствует дискомфорт из-за того, что могла бы вносить свою долю в семейный бюджет, но не делает этого. Осознанно или нет, женщина при этом ставит себя в приниженное положение – муж реагирует соответственно. Так и получаются семьи, в которой жена не имеет права голоса, находится под влиянием и полностью зависит от мужа-тирана.
Есть ли идеальный вариант? К сожалению, нет, слишком сильно всё зависит от индивидуальных предпочтений. Однако, как показывает практика, для большинства все-таки предпочтителен первый – тот, в котором муж зарабатывает больше. Он не просто так считается естественным, и большинство семей при таком раскладе не испытывают дискомфорта.
Серж Валюшкин, ledi.proorsk.ru
< Предыдущая | Следующая > |
---|