Так называемый «кризис среднего возраста» кажется чем-то затасканным и не имеющим связи с действительностью – по крайней мере, до тех пор, пока вдруг не окажется, что до собственного тридцатилетия осталось всего несколько недель. Это время – прекрасная возможность поплакать из-за несбывшихся мечтаний и помучить мужа разговорами о бессмысленности бытия и близящейся старости. О том же, что будет дальше, никто не знает – как раз в этом всё и дело.
Полвека назад, когда канадский психолог Жак Элиот ввёл в психологию термин «кризис середины жизни», он имел в виду вовсе не мужчину сорока лет, который, поняв, что большая половина жизни уже прожита, срочно решает завести дорогой автомобиль, частный дом и парочку любовниц. Изначально он основывал это понятие на биографиях известных художников и писателей, которые, как он выяснил, к тридцати-тридцати пяти годам достигали переломной точки в своём творческом пути. То, что этому явлению подвержены и обычные люди, не являющиеся деятелями искусства, он заметил уже потом.
Как считают современные психологи, кризис среднего возраста основан на том, что именно в этом возрасте человек начинает впервые всерьёз задумываться о том, что его жизнь и его возможности сильно ограничены. Если в юности кажется, что срок оставшейся жизни ещё чуть ли не безграничен, то именно в этом возрасте приходит осознание того, что успеть под силу далеко не всё, и что от некоторых стремлений просто приходится отказаться. Ощущение собственного всемогущества и способности добиться абсолютно всего проходит из-за того, что к тридцати годам человек уже успел попробовать себя на разных поприщах и уже более ясно осознаёт реальные границы своих возможностей. Приходит боязнь не успеть что-то из того, от чего отказаться человеку не под силу, страх возрастных изменений, невозможности реализовать себя в желаемых областях – всё это как раз и служит причиной возникновения кризиса.
Представьте себе, что вы поднимаетесь в гору, уверенно карабкаетесь по ней, но в какой-то момент понимаете, что до вершины ещё далеко, а времени остаётся всё меньше. Или, хуже того, замечаете, что это вообще «не ваша» гора, и та, на которую следовало бы забраться вам, стоит рядом. На то, чтобы залезть наверх, уже не хватает времени, а то и желания – а внизу стоят люди, наблюдающие за вами и ожидающие от вас результатов. Спуститься и просто сказать, что ошиблись при выборе горы? Не оценят. Если в двадцать лет вам открыты все дороги, то после тридцати – уж будьте добры смириться с последствиями собственного выбора.
То же самое, впрочем, происходит и с мужчинами, причём их личностные и профессиональные достижения оцениваются куда более строго, чем женские. Для женщины обычно всё-таки важнее физические возрастные изменения, тогда как мужчину обычно в большей степени пугает всё-таки «неправильный выбор горы». Однако это не значит, что мужчину не заботят такие вещи, как перспектива угасания сексуальной энергии и старения. Кроме того, реагируют на возрастной кризис они по-особому, своими, чисто мужскими способами – пьянство, трудоголизм, посещение молодых любовниц.
По мнению психологов, этот кризис совершенно естественен, и переживают его, рано или поздно, если не все, то, как минимум, большинство. Но есть те, кого этот кризис затронет сильнее, чем других – это люди, к которым прочнее других приросла маска социальной роли, и кто осознаёт, что его жизнь не соответствует истинным чувствам и желаниям, но ничего не в состоянии с этим сделать. Вспоминая аналогию с горой, можно сказать, что такие люди до этого карабкались на чужую гору, твёрдо считая её своей – и, осознав столь длительное заблуждение, гораздо сложнее это переживают.
Это всё вызывает у человека чувство отчуждения по отношению к самому себе, появляется чувство отсутствия смысла жизни, подавленности и безысходности.
К симптомам кризиса среднего возраста относятся:
Потеря интереса ко всему, общая апатия.
«Осознание» собственной бесполезности и неспособности чего-то добиться в дальнейшем.
Страх за собственное будущее и будущее семьи.
Часто посещающие размышления о смысле жизни.
Чувство «потери себя», неудовлетворённости собственных желаний в пользу чужих.
Если с этим ничего не делать, то кризис может стать причиной затяжной депрессии, а то и психосоматического расстройства. Не впадайте в крайности – не нужно устраивать истерик, но не нужно и притворяться, что проблемы нет.
Убедить себя в том, что этот жизненный этап – полоса если не белая, то как минимум серая, непросто. Но не обходимо. Постарайтесь смириться с тем, что этот кризис естественен и все через него проходят, что на смену старому вскоре обязательно приходит что-то новое. Научитесь прислушиваться к собственным, а не навязанным обществом ценностям, заботиться о себе, а не только об окружающих, ценить простые житейские радости.
Ну и что с того, что в свои тридцать лет вы ещё ни разу не спасли человечество от гибели. У вас наверняка найдутся свои собственные маленькие подвиги, которыми с уверенностью можно гордиться.
Серж Валюшкин, ledi.proorsk.ru
< Предыдущая | Следующая > |
---|